Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1573041

Если спросить, какая страна в истории человечества подверглась самым масштабным бомбардировкам, большинство назовёт Германию времён Второй мировой войны, Японию или Вьетнам.
Эти ответы логичны — о них много говорят, пишут, снимают фильмы. Но правильный ответ почти всегда вызывает удивление.

Это Лаос.
Небольшая аграрная страна в Юго-Восточной Азии стала самой бомбардируемой территорией в истории, причём не в пересчёте на площадь или население, а в абсолютных цифрах.
Как так получилось?
С 1964 по 1973 год на территорию Laos было сброшено более двух миллионов тонн авиационных боеприпасов.
Это больше, чем все бомбы, сброшенные во время Второй мировой войны на Германию и Японию вместе взятые.
И при этом Лаос официально не находился в состоянии войны.
Бомбардировки стали частью так называемой «тайной войны», связанной с конфликтом во Вьетнаме. США стремились перекрыть тропу Хо Ши Мина — сеть логистических маршрутов, по которым Северный Вьетнам снабжал свои силы. Значительная часть этих путей проходила именно через территорию Лаоса.

Операции по бомбардировке территории мирного государства проводили США, что долгое время официально отрицались. Американское общество не знало реального масштаба происходящего. Даже Конгресс США не имел полной картины.
Причина проста - Лаос формально был нейтральным государством. Признать масштабные бомбардировки означало бы признать нарушение международного права. Поэтому война была «невидимой» — без официальных объявлений, без парадов и без громких заявлений.

Цифры, которые нужно осознать...
За девять лет на Лаос было совершено более 580 тысяч налетов бомбардировочноц авиации.
В среднем одна бомбовая атака каждые 8 минут, 24 часа в сутки, на протяжении почти десятилетия, сброшено около 270 миллионов кассетных суббоеприпасов.
И примерно 30% этих боеприпасов не взорвались.
И здесь начинается самое страшное.

В отличие от классических войн, для Лаоса конфликт не закончился в 1973 году. Неразорвавшиеся боеприпасы до сих пор лежат в земле — на полях, в джунглях, рядом с деревнями.
Они взрываются:
при обработке земли
при строительстве домов
когда дети находят металлические предметы
После окончания войны от взрывов погибло и пострадало десятки тысяч человек. И это спустя десятилетия после последнего авианалёта.
Для крестьян в Лаосе война — не историческое событие, а часть повседневной реальности.

Есть несколько причин почему о Лаосе почти не говорят.
Во-первых, Лаос — бедная страна без сильного политического голоса на мировой арене.
Во-вторых, «тайная война» долгое время оставалась неудобной темой.
В-третьих, у конфликта не было яркой медийной картинки, как у Вьетнама.

Лаос не ассоциируется с войной. Его редко упоминают в учебниках, ещё реже — в популярных исторических дискуссиях. Но именно он стал рекордсменом по количеству сброшенных на нее бомб.
Это неудобная правда XX века - самая бомбардируемая страна мира не была главным полем битвы, не объявляла войну и не играла ключевой роли в глобальной политике.
+384
Проголосовало за – 487, против – 103
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
44 комментария, показывать
сначала новые

БарбатарыКузал17.01.26 21:06🇨🇦

Mghost Зачем тексты удаляешь, правдоруб?

+0
ответить

Старый как дерьмо мамонта17.01.26 08:22🇷🇺

На территории Японии было два ядерных взрыва. На территориях СССР и США были десятки ядерных взрывов, но не в городах. Так и Лаосу было глубоко безразлично перепахивание бомбами какой-то там тропы в глубоких джунглях.

+-4
ответить

Ensebeo17.01.26 08:01🇷🇺

Пендосы издеваются на мирным населением.

+1
ответить

Ensebeo17.01.26 07:59🇷🇺

Американский военный расстреливает ребенка.

+-1
ответить

Ensebeo17.01.26 07:58🇷🇺

Зверства пендосов в свободных демократических странах.

+0
ответить

Michael Ashnin ★★★16.01.26 22:40🇺🇸

Да, на первый взгляд.
Про другого — не буду, опасно — просто расскажу, что я знаю о вьетнамской войне, включая мой собственный опыт общения с Хмонг, племена жившие на стыке границ.
Северный Вьетнам, коммунистический, разделом страны не удовлетворился и продолжал интервенцию в Южный.
С чем бороться было очень сложно — поддерживаемое оружием и живой силой партизанское движение границ не признавало, доставляя боеприпасы и солдат через Лаос и Камбоджу.
Попытками остановить эту доставку и объясняется бомбардировки. Был достигнут относительный успех — намного успешнее стало вооружение Хмонгов, которые оказали большое сопротивление вьетконгу.

+5
ответить

Gang16.01.26 20:36🇨🇿

Какой смысл сравнивать с очевидными не лидерами?
Во время ТОЛЬКО одной Нанкинской бомбардировкм погибло больше 300 тыс. Хиросима - пустячок в сравнении.

Да, и в честь чего сравниваете по количеству бомб?

+0
ответить

Ryan16.01.26 20:34🇺🇸

Все кто хорошо учился в школе могут помнить:

«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

+6
ответить

Соломон Маркович ➦Ryan16.01.26 23:45🇳🇱

Сказал, и в темный лес козленка поволок…

+-1
ответить

СержСаныч➦Соломон Маркович17.01.26 08:36🇷🇺

ягнёнка

+1
ответить

Соломон Маркович ➦СержСаныч17.01.26 09:22🇳🇱

Ну да, спасибо, я потом вспомнил тоже!)

+0
ответить

СержСаныч➦Соломон Маркович19.01.26 09:41🇷🇺

Не суть 😉-главное -Крылов (как всегда) прав!
Все эти "международные " договора и права -полная чухня, если ты чухан и не можешь силой обеспечить свои права и заставить контрагента выполнить договор (90-е тому ярчайший пример).

+1
ответить

Соломон Маркович ➦СержСаныч19.01.26 11:01🇳🇱

Он видел сквозь время как и Ла Фонтен!))

+0
ответить

PM16.01.26 19:04🇷🇺

Чушь - Новая земля тогда, 50 мегатонн!

+1
ответить

Andreiiiii16.01.26 16:40🇷🇺

На территории Ангкора есть музей мин. И висят таблички, чтобы при посещении дальних храмов туристы не сходили с дорожек, поскольку не все еще разминировано.

+3
ответить

sasha_semen➦Andreiiiii17.01.26 10:33🇷🇺

Красная зона (фр. Zone Rouge) — это территория на северо-востоке Франции, которая оказалась настолько повреждена боями Первой мировой войны, что была признана непригодной для проживания людей и ведения многих видов деятельности[1]. Эта территория характеризуется большим количеством тел людей, животных и неразорвавшихся снарядов, которые до сих пор представляют опасность для человека. По этим причинам область была поделена на районы. Чем район был ближе к линии фронта, тем он становился более опасным[2].

+2
ответить

Andreiiiii➦sasha_semen17.01.26 10:57🇷🇺

У нас много таких областей. И, пожалуй, побольше, чем во Франции.

+-1
ответить

sasha_semen➦Andreiiiii17.01.26 17:59🇷🇺

я так понимаю со времен первой мировой? примеры в студию.

+0
ответить

Andreiiiii➦sasha_semen17.01.26 18:26🇷🇺

К бомбардировкам Камбоджи, Лаоса и Вьетнама Франция первой мировой не имеет отношения. Так что вы первый начали.

+0
ответить

sasha_semen➦Andreiiiii17.01.26 18:49🇷🇺

конечно. это имеет отношение к тому, что поля сражений еще долго могут быть опасными для людей.

+0
ответить

finnn 16.01.26 15:59🇷🇺

Похожая история происходила в это время в Камбодже. Так уж вышло, что весь Индокитай стал в это время территорией противостояния американцев (плюс проамериканские силы) и прокоммунистических бойцов. Кажется, в фильме "Рождённый 4 июля" есть такой диалог:
- Я во Вьетнаме сражался с коммунистами за твою задницу!!
- А я тебя об этом не просил!

+5
ответить

Tio Marcos ➦finnn16.01.26 16:37🇨🇷

Так Лаос и Камбоджа - одно и то же ?

+0
ответить

finnn ➦Tio Marcos16.01.26 16:54🇷🇺

Не одно. Но если бы в фильме Apocalypse now действие происходило не в Камбодже, а в Лаосе, сценарий бы переписывать не пришлось!

+5
ответить

Webspace➦finnn16.01.26 18:08🇨🇿

В Камбодже в то время прежде всего происходил Пол Пот. Им было не до войны.

+3
ответить

Shura T➦Webspace16.01.26 21:07🇺🇸

Пол Пот проиcходил после войны во Вьетнаме.

+2
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Webspace17.01.26 00:20🇺🇸

По памяти — чуть позже.
Кстати, именно вьетнамцы освободили Камбоджу от этого ужаса.
И, чтобы два раза не вставать — опиздюлили Китай.
Вьетнамское военное искусство оттачивалось столетиями.
А уж в 20 веке они воевали всё время…
Мне запомнился разговор двух военных: американский, в недоумении — вы же не выиграли ни одной битвы!!
На что вьетнамский ответил, что выигрывать надо войны, что далеко не всегда коррелирует с битвами.

+2
ответить

Webspace➦Michael Ashnin17.01.26 01:07🇨🇿

Вот да - вьетнамцы себя тогда показали очень достойно. И репрессий не было такого размаха, как у соседей, и стабильность в регионе по сути восстановили.

+3
ответить

Ворчун помоложе➦Webspace17.01.26 10:20🇩🇪

Вы упрощаете. Вьетнам был в плохих отношениях с Китаем, а Полпотовский режим был прокитайским. Вот Вьетнам его и зачистил, невзирая на международное право.
И про жестокости: северяне и Вьетконг вырезали население Хмонг и непокорных деревень. Целиком. После победы Севера подозрительных южан расстреливали и отправляли в концлагеря.
В общем - обычные репрессии, меньше полпотовских, но не меньше сталинских.

+3
ответить

old man16.01.26 15:57🇱🇹

И сколько себя помню - круглые глаза и искреннее удивление западных туристов и журналистов, посещающих Лаос. А там всё помнят...

+6
ответить

Nik Ita16.01.26 15:43🇷🇺

Привет. Что мне НЕ понятно: Германия, Япония, Вьетнам... А где в этом списке СССР? Мы то воевали фактически против всей Европы и не только. Не совсем понятна логика данного перечисления...
А были ведь и другие, помимо Лаоса, маленькие страны, которые разносили в пух и прах... Короче, про Лаос - справедливо и позновательно. Но перечисление стран из другого лагеря, не затрагивая СССР, Корею и прочие Ливан и Никарагуа - не совсем понятен.

+-2
ответить

Ворчун помоложе➦Nik Ita17.01.26 10:28🇩🇪

На СССР было сброшено немцами очень немного бомб. У немцев не было дальней бомбардировочной авиации. Это штука очень дорогая и малоэффективная.
Вы вообще не поняли поста. Кто бомбил Никарагуа? Сколько там было бомб?
Ливан бомбил Израиль. Точными ракетами. Тоннаж этих ракет очень небольшой. Понятно?
А вот на Корею бомб было сброшено много, но намного меньше, чем на Лаос.

+0
ответить

Nik Ita➦Ворчун помоложе17.01.26 11:42🇷🇺

Я то всё понял. А вот вы меня не совсем внимательно прочитали. Еще раз: Мне не понятно, почему в начале поста были приведены такие три страны - Германия, Япония, Вьетнам. К Вьетнаму претензий нет. Германия и Япония - суть не дружественные страны, сами развчзывавшие войны. Хотелось бы в этом предполагаемом списке увидеть какие-то страны из нашего лагеря: СССР, Корея и т.д.. Раньше автор статьи не отличался прозападными взглядами. Германию бомбили точечно, не считая Дрездена (но это те же США). Япония мелкая и далеко, не считая двух атомных от США - там тоже не то чтобы сильно бомбили. Так что видеть их двух в данном "предполагаемом списке самых пострадавших", как минимум, странно. Он бы туда еще Великобританию вписал...

+0
ответить

VitusB ★★★16.01.26 15:28🇨🇦

К сожалению, это все правда. И еще одно подтверждение дикости современного общества. Когда буквально десяток сумасшедших политиков уничтожают страны и народы.
Стоит лишь уточнить, что еще до полного окончания войны, в 1969 году сенатор Симингтон(Stuart Symington) инициировал расследование безумных бомбардировок Лаоса, и опубликовал их в 1970 году.

+7
ответить

Nik Ita➦VitusB16.01.26 15:35🇷🇺

Приветствую. Пара ремарок:
1. Не десяток политиков, а вполне себе вся американская нация. На эти бомбежки американская промышленность работала не покладая лапок. А очень большой круг близких стран вообще не заметили этого. Кто сильнее - тот и прав.
2. Чтобы спасти и подстегнуть свою экономику Западная цивилизация знает только два способа, которые, как правило, объединяет в один комплексный подход: устроить войнушку на стороне и пограбить.
Так исторически сложилось. Это их тип мышления. И зачем с ними пытаться дружить - мне не понятно. Они признают только силу.

Сенатор, конечно, молодец. Но что по итогу?

+8
ответить

СержСаныч➦Nik Ita17.01.26 08:38🇷🇺

Маркса бородатая про это писала. И Ленин -что суть существования капитализма -война.

+2
ответить

Art_Random➦СержСаныч17.01.26 10:28🇷🇺

Так и есть, иначе будет рецессия и кризис, а тебе надо показывать "цветущий" капитализм, даже если он смердит смертью.

+0
ответить

СержСаныч➦Art_Random19.01.26 09:43🇷🇺

На войне гибнут отнюдь не те, кто развязал войну. Скорее, наоборот -те, кто развязывает войны, в них не гибнет.
Цой правильно пел.

+0
ответить

всезнающий16.01.26 13:17🇮🇱

показать комментарий

Раз уж зашёл такой разговор, то претенцзии надо выставлять Вьетману и СССР, которые решили использовать территорию другой страны для военных операций включая снабжение, а не "пиндосам" за то, что они бомбили пути снабжения.

А Лаос молчит не потому что он "бедный", а потому что в Лаосе шла гражданская война и восточные районы были под контролем коммунистов, которые, разумеется, знали и поддерживали использование территории Лаоса.
Так что официальное правительство, которое сохраняло нейтралитет эту территорию не конролировало.

Поэтому все претензии должны быть исключительно к Вьетнаму и СССР.

+-14
ответить

Mghost ★★★➦всезнающий16.01.26 15:21🇷🇺

А давайте бомбить Израйль, ведь он предоставил свою территорию для Хамас. Атомными бомбами. Сразу будет двойной выигрыш - евреев сионистов станет на 4 порядка меньше, и некуда будет съёбываться пидорам типа Макаревича с Пугалкиными

+0
ответить

old man➦всезнающий16.01.26 16:01🇱🇹

А как насчёт антикоммунистической истерики США? Вы бы ещё написали, что именно постколониальный Вьетнам хотел захватить США и др. "прозападные" страны

+6
ответить

finnn ➦всезнающий16.01.26 16:51🇷🇺

Претензии к Вьетнаму? То есть, войну в Индокитае развязали америкосы (после того, как там обосрались французы), а претензии к Вьетнаму?

+12
ответить

Ворчун помоложе➦finnn17.01.26 10:32🇩🇪

Чего? Войну устроил Северный Вьетнам, чтобы захватить Южный. Так же, как и в Корее. Американцы пришли помочь Южному отстоять свою независимость и нормальную жизнь против коммунистического рабства. Сравните жизнь в Южной Корее и в Северной.

+1
ответить

Ворчун помоложе➦Mghost17.01.26 10:41🇩🇪

Вы бредите? Израиль вывел войска из Газы в 2005 году. Там правили ПЛО и ФАТХ. Хамас выиграл выборы в Газе в 2007 году и сразу начал террор против Израиля, в том числе ракетные обстрелы. Израиль периодически воюет против Хамас.
Ситуация с Лаосом несравнима.
Сравнить с Лаосом можно Ливан, где посторонняя страна (Иран, сравним с Северным Вьетнамом) создала военную базу и атакует соседа - Израиль, сравним с Южным Вьетнамом.

+3
ответить

СержСаныч➦Mghost19.01.26 09:45🇷🇺

Зачотная идея, но для этого надо иметь стальные яйца.А таковые сейчас наблюдаютсяч разве у Бриджит 😜 , но у неё ядрён-батона нет, да и нафиг ей это не нужно.

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов