Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1564454

А вы знаете, что самый добрый доктор советской литературы был вполне реальным человеком. Доктор Айболит списан не с абстрактного гуманиста, а с выдающегося врача из Вильнюса — Цемаха Шабада. Сегодня Шабада назвали бы «наивным», а тогда — просто порядочным. Он лечил бедняков бесплатно, помогал детям, подкармливал бездомных животных, и, что особенно важно, не читал никому мораль. Просто делал то, что считал правильным.

Корней Чуковский познакомился с ним в Вильнюсе в 1912 году. В своих дневниках он описывает сцену почти сказочную: доктор идёт по улице, за ним — дети, собаки, кошки. Кто-то тянет его за полу халата, кто-то просит посмотреть лапу или горло. И ни одного отказа. Так появился Айболит — врач, который лечит «всех, у кого болит», не спрашивая ни паспорт, ни национальность, ни взгляды, ни правильность образа жизни.

Шабад был к тому же активным общественным деятелем, сионистом, активным участником еврейского общественного движения, сооснователем Еврейского научного института (YIVO) и светских еврейских школ. Он основал в тогдашнем Вильно "Общество здоровья", которое работает до сих пор. В Вильнюсе, на улице, где он жил, ему установлен трогательный памятник. Доктор изображен беседующим с девочкой, держащей кошку. Это дань памяти человеку, посвятившему свою жизнь помощи другим. Иногда этого достаточно, чтобы войти в историю.

Цемах Шабад умер 20 января 1935 года. Ему было 70 лет. Причина смерти — естественная: тяжёлая болезнь, осложнения после сердечно-сосудистых проблем. Его смерть стала общегородским событием. На похороны пришли тысячи людей — евреи и неевреи, бедные и богатые, пациенты, коллеги, политики. Газеты писали о нём как о «совести города». Шабад умер за четыре года до начала Второй мировой войны. Он не увидел ликвидацию Виленского гетто, массовые убийства литовских евреев — не увидел гибель того мира, которому он служил всю жизнь.

Из Сети
+135
комментатор
Послать донат автору/рассказчику
Проголосовало за – 191, против – 56
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
31 комментарий, показывать
сначала новые

wasting the dawn 08.12.25 22:01🇷🇺

"массовые убийства литовских евреев " - геноцид, в котором активно участвовали сами литовцы...

Холокост привёл к почти полному уничтожению литовских (литваков) и польских евреев[a] в Генерал-губернаторстве ЛитваРейхскомиссариата Остланд в контролируемой нацистами Литве. Из примерно 208 000–210 000 евреев, проживавших в стране на момент вторжения нацистов, от 190 000 до 195 000 были убиты до окончания Второй мировой войны, большинство из них — в период с июня по декабрь 1941 года. Этот геноцид также ознаменовал начало гитлеровского окончательного решения еврейского вопроса.[1] Более 95 % еврейского населения Литвы было убито за три года немецкой оккупации,[2] что стало более масштабным уничтожением, чем в любой другой стране во время Холокоста.[3] Историки объясняют это массовым участием в геноциде местных нееврейских военизированных формирований, хотя причины такого сотрудничества до сих пор обсуждаются.[4] Холокост стал причиной самых больших человеческих потерь за столь короткий период в истории Литвы.[5]

https://en.wikipedia.org/wiki/The_Holocaust_in_Lithuania

+0
ответить

Nik Name➦wasting the dawn08.12.25 22:04🇱🇹

"Если им можно - то почему нельзя нам?"
И сразу следом:
"А нас-то за что?"

+0
ответить

Michael Ashnin ★★★08.12.25 21:55🇺🇸

На таких праведниках мир держится…
Абсолютный врач, гордость нашей корпорации.

+3
ответить

Nik Ita08.12.25 21:02🇷🇺

За историю плюс. ➕ сли правда. За прям еврейскую тематику спорить не берусь, но разве Человек не должен быть просто Человеком?

+1
ответить

Nik Name➦Nik Ita08.12.25 21:49🇱🇹

Говорят, что правда.
Ну, как минимум, такой человек действительно был и жил именно так.
Насколько он ещё и прототипнулся в Айболита поверх Дулитла - а важно ли это вообще?

+0
ответить

Максим Камерер ★★★★★08.12.25 19:55🇷🇺

Через 6 лет благодарные жители Вильнюса вышибли бы доктору Айболиту мозги железным ломом. А потом играли бы на гармошке сидя на трупе

+0
ответить

Bis bald➦Максим Камерер08.12.25 22:07🇩🇪

Красиво поёшь.

+0
ответить

1andreymx08.12.25 19:32🇺🇦

Обидно, что хороших (наверное) людей делают объектами насмешек подобными высертами разные (вычитано из сети)

+0
ответить

Максим Камерер ★★★★★➦1andreymx08.12.25 20:00🇷🇺

Тебе рассказать что с айболитом этим сделали бы херои из 14 дивизии сс?

+0
ответить

Volodjaz08.12.25 17:15🇮🇱

Камерера не почитал....

+1
ответить

Максим Камерер ★★★★★➦Volodjaz08.12.25 20:04🇷🇺

Литовцы, начитавшись Камерера, в 41м его б отблагодарили бы)))

+-1
ответить

Lawrence of Bathurst➦Максим Камерер08.12.25 21:38🇨🇦

Конечно. Железным крестом.

+0
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Lawrence of Bathurst08.12.25 21:45🇺🇸

Исторический факт — импотенция у черносотенцев носила характер эпидемии.И почти поголовный геморрой с ангиной.
Через то и неистово ярились: ни дать ни взять…беда прямо, неудивительно, что он сутками сидит на Сайте.

+2
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Volodjaz08.12.25 22:05🇺🇸

А Ролан Быков в « Айболит-66» был просто шедеврален…

+0
ответить

Kroki 08.12.25 16:23🇷🇺

Больше всего в детстве удивляло, что добрый доктор Айболит по книге был ветеринаром.

+3
ответить

ams08.12.25 14:25🇨🇦

Доктор Dolittle ? Не, не слышали ...

+2
ответить

Nik Name➦ams08.12.25 14:41🇱🇹

Буратино - это Пиноккио? Точно? Точно-точно?

+0
ответить

Bassplayer➦Nik Name08.12.25 15:27🇷🇺

Ну, ваааще-то Алексей во первых строках так и пишет, что читал будучи за гранкой сказ про деревянного мальчика. Но, видимо читал не до конца, и где-то после встречи с котом и лисой история приобретает вольное прочтение и золотой ключик. А все заканчивается счастливым коммунизмом.

+4
ответить

Nik Name➦Bassplayer08.12.25 15:57🇱🇹

А я про что?
"По мотивам" - это никак не противоречит "есть дополнительные прототипы".
Т.е. вначале он перевёл чужую идею, а потом дополнил её и создал уже свою, "такую же, но другую".
Одинаково подходит и для Айболитла, и для Пинотино.
А "саркастические хаханьки" могут идти лесом к Маугли.

+0
ответить

Bassplayer➦Nik Name08.12.25 16:25🇷🇺

Так и запишем: фанфик - не плагиат.

+3
ответить

Nik Name➦Bassplayer08.12.25 18:14🇱🇹

Ты в курсе, что дофига "авторских произведений" по факту фанфиками и являются?
Включая "древние".
Нет, я не про религию (хотя и там тоже).
Я про всяких Шекспиров и Айвенгов, ага.

+-1
ответить

Bassplayer➦Nik Name08.12.25 18:54🇷🇺

Это вы про то что по разным оценкам в мире где-то от 12 до около 30 сюжетных линий в которые укладывается вообще вся мировая литература которая была или будет когда-либо сказана?

Неа, не знал, а чё правда чтоль? Быть не может?

+2
ответить

Nik Name➦Bassplayer08.12.25 19:00🇱🇹

Я это тоже не знал, но вполне могу поверить.
Только я имел в виду не просто похожие сюжеты, а реально заимствование концептов напрямую.

+0
ответить

Bassplayer➦Nik Name08.12.25 19:24🇷🇺

Ипполит Воробьянинов начинает переводить Остапу Бендеру:
- Хрупкие камыши издавли в темноте свой шорох...
Остап Бендер:(прерывает и машет рукой)

+0
ответить

Koshiku08.12.25 14:09🇲🇪

Казалось бы, при чём тут Хью Лофтинг и его доктор Дулиттл?

А ведь на первом издании "Айболита" ещё красовалась надпись: "По Гью Лофтингу". Потом, правда, как-то замылилось, да и образ Айболита сильно отошёл от лофтинговского персонажа.

+4
ответить

finnn ➦Koshiku08.12.25 14:18🇷🇺

Как-то Корней Чуковский составил перечень своих произведений, которые он разбил на три категории, - полностью оригинальные произведения, переводы зарубежных произведений, и "пересказы", - произведения, основанные на иностранных источниках, но отличающиеся от них. "Айболит" попал в "пересказы".

+5
ответить

Nik Name➦Koshiku08.12.25 14:18🇱🇹

https://ru.wikipedia.org/wiki/Айболит
Литературный персонаж впервые появился в 1924 году — в книге, изданной в Ленинградском отделении Детгиза и озаглавленной «Доктор Айболит». На титульном листе она обозначена как выполненный К. Чуковским пересказ, при этом титульный лист указывает год издания как 1925 (типичная издательская уловка). Таким образом, прототипом доктора Айболита был другой литературный персонаж — доктор Дулиттл, созданный Хью Лофтингом.
Работа над пересказом книги Лофтинга была выполнена Чуковским ещё в 1923 году.
Чуть позже доктор Айболит стал героем авторской стихотворной сказки «Бармалей», опубликованной в 1925 году, а написанной в ноябре 1924.
Спустя много лет сам Чуковский утверждал, что прототипом доктора Айболита послужил известный еврейский врач и общественный деятель Цемах Шабад, проживавший в Вильнюсе — Корней Чуковский дважды останавливался в его доме во время приездов в Вильнюс в 1905 и 1912 годах (15 мая 2007 года в Старом городе Вильнюса, на пересечении улиц Дисно́с и Ме́синю, Шабаду был открыт памятник).
Источником подобной «путаницы» можно считать ситуацию «двоичности героя, его параллельного существования сразу в двух конкурирующих пространствах» (т. е., одновременное присутствие Айболита и в стихотворных произведениях самого Чуковского, и в прозаическом пересказе текста Лофтинга).

+6
ответить

Nik Name➦Nik Name08.12.25 14:19🇱🇹

Буратино - это Пиноккио, или всё же нет?
А вот: и да, и нет!

+-1
ответить

Koshiku➦Nik Name08.12.25 15:54🇲🇪

Тогда уж давайте поставим вопрос ребром: Элли и Дороти - это один персонаж или разные?

+2
ответить

Koshiku➦Nik Name08.12.25 16:05🇲🇪

> 15 мая 2007 года в Старом городе Вильнюса, на пересечении улиц Дисно́с и Ме́синю, Шабаду был открыт памятник.

Эх, знал бы - сходил бы посмотреть.
Был в Вильнюсе в окрестностях 2012-го, уехал оттуда, заполненный впечатлениями под крышечку, очень хотел ещё хоть раз приехать, но как-то не срослось, а сейчас, увы, сложно.

+1
ответить

Nik Name➦Koshiku08.12.25 18:07🇱🇹

Скорее один, чем нет.
Про именно Айболита не помню, поэтому не могу сравнивать, а вот про Буратиноккио скажу легко:
Разные, кардинально.
Идея, типа, та же самая - но:
Другие второстепенные персонажи.
Другой сюжет.
Другой конец.
Другая мораль.
Вывод: Вообще "по мотивам", т.е. где-то как Вертер и Арни, лол.
А вот в Волшебнике (ну, в оригинальной части) - разница достаточно косметическая.
Но про Айболита и Дулитла не помню вообще (ни про одного), поэтому не могу иметь мнение.
Хотя, сам-то Чуковский мнение имел и высказал - тогда почему его собственное мнение оспаривается?

+-1
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru